Первый шаг для франчайзи – оценить реальную экономическую целесообразность сделки. Нужно вместе с бухгалтером, юристом или экономистом (либо самостоятельно) рассчитать предполагаемую клиентскую базу, оборот и доходность для планируемого бизнеса, будь то магазин, кафе или детский центр.
На этом этапе следует запросить у франчайзера максимум информации, включая бизнес-план или финансовую модель. Однако нужно учитывать, что данные могут оказаться не совсем точными: затраты могут быть занижены, а некоторые расходы (согласно нормативным требованиям) просто не указаны. Поэтому крайне важно самостоятельно перепроверить информацию, провести реалистичные расчеты стоимости запуска бизнеса, инвестиций, срока достижения точки безубыточности и окупаемости. Учитывайте также местные особенности: наличие конкурентов, сезонность бизнеса и возможные скрытые расходы.
Как снизить риски
Договор франшизы, как правило, составляется франчайзером, и внести изменения в него можно лишь частично. Тем не менее, есть моменты, на которые стоит обратить внимание.
В российском праве нет отдельного понятия «франшиза». Если у франчайзера зарегистрирован товарный знак, заключается договор коммерческой концессии с обязательной регистрацией перехода права в Роспатенте. Если товарный знак не зарегистрирован, заключается лицензионный договор, который может носить предварительный характер, поскольку в дальнейшем франчайзер, как правило, регистрирует товарный знак.
Регистрация перехода права на товарный знак в Москве может занять до 12 месяцев. На этапе регистрации могут возникнуть вопросы с налоговыми органами, так как до завершения регистрации роялти не всегда учитывается как законная затрата. Важно помнить, что в случае спора будут иметь значение только официальные положения договора. Устные договоренности и переписка во внимание приниматься не будут.
Франчайзи также необходимо предусмотреть возможность выхода из сделки и определить возможные расходы или штрафы в этом случае, а также узнать, можно ли расторгнуть договор в принципе.
Проверка договора франшизы
Обучение сотрудников: Договор может предусматривать отдельную оплату обучения сотрудников, которая не включена в размер роялти. Требования к дизайну и оформлению: Договор может содержать обязательные требования к оформлению помещения, сайта, социальных сетей, униформы сотрудников и упаковки продукции, которые прописаны в брендбуке. Регламентация работы: В некоторых договорах прописаны не только режим работы, но и алгоритмы взаимодействия с клиентами, вплоть до фраз, которые сотрудники должны произносить. Выбор поставщиков и подрядчиков: Франчайзер может указать обязательных поставщиков и подрядчиков, что зачастую направлено на извлечение дополнительной прибыли. Рекламные расходы: Может быть предусмотрен рекламный взнос, составляющий фиксированную сумму или 1–3% от оборота. Управление социальными сетями и сайтом: Важно понять, может ли франчайзи самостоятельно управлять аккаунтами в соцсетях и сайтом или это право остается за франчайзером. Это критично для привлечения дополнительных клиентов. Защита от конкуренции: Договор должен четко определять территорию, на которой франчайзи может вести бизнес, и предусматривать ограничения для франчайзера по продаже франшизы вблизи. Штрафы и неустойки: Важно, чтобы штрафные санкции были предусмотрены для обеих сторон, и имели симметричный характер.
Основные моменты
Отзывы
Хочу выразить огромную благодарность Александру Анатольевичу за помощь в решении моего вопроса! Сработали быстро и оперативно за весьма умеренную плату.
Марина Дёмина
МД
В Юрист Оренбург обращалась неоднократно, оформляла сделку с недвижимостью. Профессионально, быстро, максимально вежливо. Спасибо огромное, Александр Анатольевич. Всем рекомендую.
Анна Гусева
АГ
Обращалась к Сокору А.А. внимательно выслушал, сразу дал прогноз по решению суда, помог с правильным оформлением документов. Классный профессионал и хороший человек!
Николай Иванов
НИ
Александр - профессионал своего дела. Помог доказать мою правоту в очень сложном и запутанном деле, когда я был уже на гране отчаяния! Спасибо, огромное!